Группа средняя детский сад №5 п.г.т.Анна

Эссе "Воспитатель в современном мире"



«Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане».

Я.А.Коменский

Говорят, педагогика – самое тонкое искусство, а воспитатель– труженик горячего цеха, где куётся ценнейший сплав знаний, убеждений, практического действия.
Вот уже 30 лет отдаю я своё щедрое сердце детям. Суть моего педагогического кредо в трёх заповедях: любовь к детям и безграничная вера в их возможности, непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы, сотрудничество с детьми и их родителями.
Главное в моей работе «гореть, а не тлеть», а иначе не надо работать в детском саду. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на тернистой дороге воспитателя. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать этому требованию.

Всем известно изречение древнегреческого философа Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». Наиболее успешны именно те воспитатели, кто не забыл эту простую истину. Я убеждена в том, что подлинное право на воспитание – это не диплом о профессиональном образовании, а призвание, главным критерием которого является неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства, определяющие основное педагогической деятельности.

Меняется жизнь, меняются люди, изменилось само время. Общество прогрессирует, если иметь в виду различные технические ноу-хау.!

На место предыдущего поколения учащихся, для которых уважение к учителю существовало априори, пришли те, для которых авторитетов просто не существует. Наступило время, когда обязанностей у учителя стало больше, чем прав, а престиж сильно упал. Невидимые катаклизмы сознания человека привели к девальвации духовности. Нравственные идеалы отошли в прошлое, их место заняли идолы. Меркантильность, беспринципность, равнодушие – как часто сталкиваемся мы сегодня с этими негативными явлениями.

Встаёт вопрос – почему в век информатизации и компьютеризации общество, тем не менее, деградирует? Как остановить деградацию? При таком неутешительном диагнозе общества, какова роль образования в современном обществе и каким должен быть педагог?

Сократ добровольно выпил чашу с ядом, но не отказался от своих взглядов, остался верен своим ученикам. Януш Корчак последовал со своими детьми в газовую камеру, хотя мог сохранить свою жизнь, но тогда это был бы уже не он. Современному педагогу не нужно жертвовать жизнью, для того чтобы доказать преданность своему делу. Но разве его каждодневный труд это не подвиг?

Да, в наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем; должен соответствовать реалиям дня: владеть компьютером.

Да только, я думаю, это единственное отличие современного педагога от его предыдущих коллег. Настоящий воспитатель во все времена обладает теми качествами, которые выделяют его среди остальных членов общества. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Воспитатель– пример для подражания, поэтому он должен быть кристально чист.

Если молодой воспитатель пришёл в детский сад и остался в нём навсегда, он – Воспитатель! Потому что нелёгок в наше время труд педагога. Любые методические указания, программы и конспекты великих мыслителей мало чем помогут молодому педагогу в его реальной, каждодневной практике, когда он сталкивается с конкретными мальчиками и девочками, у которых свои индивидуальные особенности. И здесь для преподавателя начинается выработка собственных подходов, личностных форм общения с растущим человеком. Начинается творческая деятельность педагога. И если у него нет внутреннего стержня, нет стремления служения своему делу, нет любви к детям, деятельной доброты, профессионального мышления, педагогической культуры; если он не может опереться на понимание того факта, что педагог, роль которого в Древней Греции сводилась к тому, чтобы водить ребёнка в школу, а зачастую это был раб, постепенно приобрёл роль наставника, человека, который вводит ребёнка в жизнь настолько самостоятельным, чтобы дальше он мог идти один; если он относится к своей работе только как к получению заработка; если он не знает и не понимает того, что воспитатель – это должность, «выше которой ничего не может быть под солнцем», такой человек не задержится в детском саду.

Кто-то сказал, что «с настоящим учителем нет разлуки, по всем дорогам жизни он шагает рядом со своими учениками». В моей памяти навсегда остался неповторимый облик моей мамы Косовой Анны Александровны. Крупная личность, она меня уважала и воспитывала личность. Выбор профессии после окончания школы для меня был ясен – пойти по стопам своей мамы.

Я проработала в школе 30 лет. Таких педагогов с многолетним стажем, как я, пока немало. Несмотря на трудности, мы остались верны своей профессии. В каждом моём воспитанике – частица моей души. Я горжусь ими. Я на собственном опыте убедилась, как много зависит от личности воспитателя. Ни наказания, ни поощрения не сравнятся по силе воздействия с живым словом педагога.

Наши дети будущее государства. Только счастливые, с чувством собственного достоинства педагоги могут воспитать таких же учеников. А для этого, я уверена, нужно поднять престиж преподавательской профессии, это – инвестиции в будущее. Не хочется думать, что наши усилия – сизифов труд. Мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы возродить былую духовность общества. Возможно, когда - нибудь, кто-нибудь из наших учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие».

Ради этого стоит быть воспитателем. Современным воспитателем!

 


27 октября 2015 в 19:05